[греч. Ζωτικὸς ὁ ᾿Ορφανοτρόφος] (cер. IV в., К-поль), сщмч. (пам. 30 дек.; пам. греч. 31 дек., 8 янв.), пресв. к-польский. Наиболее раннее упоминание о З. C. относится к 472 или к 469 г. (ODB. Vol. 3. P. 1537): это распоряжение визант. имп. Льва I относительно привилегий богоугодным заведениям К-поля, в т. ч. приютам, первый из к-рых основал З. С. (CJ. I 3, 34). Агиографические источники, повествующие о З. С., относятся к более позднему периоду: анонимное Мученичество (BHG, N 2479), в заглавии к-рого З. назван не «орфанотрофом», а «птохотрофом», т. е. попечителем бедных, сохранилось лишь в рукописи XI в.; «Похвальное слово» Константина Акрополита (BHG, N 2480) также дошло в единственной рукописи XIV в. (Ambros. H. 81. Suppl. Fol. 1-11). По мнению издателя, «Похвальное слово» восходит к утраченному Житию XI в., дополняя его в посвященной посмертным чудесам части оригинальными сведениями о жизни средневизант. К-поля (Miller. 1994. P. 339-340, 345). В Элладской Православной Церкви З. С. почитается как преподобный.
Согласно источникам, З. С. принадлежал к числу вельмож, призванных имп. св. равноап. Константином I Великим из Рима в основанный им К-поль. Позже, поняв, что мирская суета и почести его не привлекают, З. С. принял сан священника. Когда в городе началась эпидемия проказы, император, чтобы пресечь ее дальнейшее распространение, повелел утопить всех зараженных в море. З. С. решил спасти больных. Он явился к императору и попросил у того средств на приобретение драгоценных камней для гос. казны. Получив деньги, он отправился на берег моря, выкупил у палачей больных и переправил их на др. берег Золотого Рога на холм Элеонес. После кончины Константина I на престол взошел его сын Констанций II (337), он был еретиком-арианином и не любил З. С., однако не решался открыто обвинить его в распространении проказы. Дочь Констанция оказалась в числе больных и должна была быть казнена, однако З. С. спас ее в числе прочих, поселив на Элеонесе. Вскоре в городе начался голод, в к-ром обвинили З. С. Констанций повелел схватить святого, однако З. С. сам пришел во дворец и предстал перед императором. Тот потребовал от З. С. отчет о потраченных гос. средствах, и З. С. предложил показать ему приобретенные драгоценности. Он привел Констанция туда, где собрал всех больных, и, выведя их из укрытий, указал на них со словами, что это и есть те самые драгоценности, приобретенные с великим трудом. В гневе император распорядился привязать З. С. к диким ослам и пустить их в поле. Когда мученик предал дух Господу, ослы человеческим голосом обличили жестокость императора, а на месте гибели святого забил источник с целебной водой. Увидев эти чудеса, Констанций раскаялся и приказал похоронить З. С. с почестями и построить на гос. средства приют для больных.
Память З. С. в К-поле отмечалась 31 дек. в ц. св. апостолов Петра и Павла в Орфанотрофии (возведена имп. Юстином II в 571-572 (Theoph. Chron. Т. 1. P. 244; Bury J. B. The Imperial Administrative System in the 9th Century. L., 1911. P. 103-104)). Также известно, что в районе холма Элеонес существовала церковь, посвященная З. С., память мученика там отмечалась 8 янв. (Janin. Églises et monastères. P. 578-579).
Память З. С. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 168, 190) 30, 31 дек. и 8 янв. без богослужебного последования. В различных редакциях Студийского устава З. С. не упоминается. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (Lossky. Typicon. P. 183), 30 дек. отмечается память З. С., мц. Анисии и прп. Мелании Римляныни, память к-рой переносится на предыдущее число с 31 дек.- дня отдания праздника Рождества Христова. Согласно первопечатным греч. (Венеция, 1545) и рус. (М., 1610) Типиконам, служба З. С. совершается на повечерии; в московском издании указан кондак З. С. 2-го гласа на подобен «Твердыя» Согласно слав. изданиям богослужебных книг, включая и современные, служба З. С. также поется 30 дек. на повечерии (в совр. греч. богослужебных книгах память З. С. не отмечается).
Последование З. С., содержащееся в совр. слав. Минее, включает: канон З. С. (греч. оригинал известен по рукописям; см.: Ταμεῖον. Σ. 139) с именем автора (Георгия) в богородичнах плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: ῎[ σωμεν τῷ Κυρίῳ̇ ( ), нач.: ῎Ανωθεν ἐλλαμφθῆναι ( ) и седален. В Минее (МП) помещен тот же кондак З. С., что и в первопечатном московском Типиконе.
По рукописям известны и др. песнопения З. С.: канон, предположительно составленный гимнографом Феофаном, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: ῎[ σωμεν τῷ Κυρίῳ̇ ( ), нач.: Ζήσας ἄριστον βίον (Прожив доблестнейшую жизнь) (Ταμεῖον. Σ. 138-139); анонимный канон, посвященный попразднству Рождества Христова и З. С., плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῎[ σωμεν τῷ Κυρίῳ̇ ( ), нач.: Νῦν πεπλήρωται πάντα (Ныне исполняются всяческие) (ibid. P. 138); кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища» (Амфилохий. Кондакарий. С. 96 (отд. паг.)).